четверг, 6 августа 2015 г.

Еврейский фундаментализм

Томер Персико "Haaretz"

Все уверены, что, если будут пойманы террористы, сжегшие заживо ребенка Али Саида Давабше, ими окажутся религиозные евреи. 
Этот факт демонстрирует всю глубину кризиса, который переживает религиозный сионизм в Израиле.
Серия терактов, совершенных в последние годы, причем исполнителей задерживали только в редких случаях, не оставляет в этом сомнения. Следует признать факт существования субкультуры еврейского фундаментализма. Она порождает террористов, многих из которых не удалось поймать. А когда их ловят, окружающая их община оказывает им поддержку.

Но обвинять иудаизм в еврейском терроре ненамного разумнее, чем обвинять ислам в терроре мусульманском. В обоих случаях речь идет не обо всей религии (которая представляет собой огромную культурную и интеллектуальную цивилизацию), а лишь об узком ее понимании, которое сводит всю религию к повиновению. Один из характерных признаков фундаментализма — буквальное понимание священного писания. Верующие якобы хотят вернуться к истокам, к чистым основам веры и вернуть ее в выдуманный золотой век.

Очевидно, что фундаментализм становится реакцией на кризис, внутренним желанием исправиться человека, чей религиозный мир рушится. Да, религиозный фундаментализм стал современным явлением, ставшим ответом на массированную секуляризацию последних веков, и развывшимся параллельно процессом. Поэтому религиозные фундаменталисты стараются отдалиться от всего, что они считают западным светским мировоззрением. Очень часто это ведет к отрицанию гуманистической морали.

Считая гуманистическую мораль частью проблемы, с которой он столкнулся, фундаментализм отвергает совесть и общепринятые правила поведения. Ему остается опираться только на якобы божественную мораль, которая описана в священных писаниях. Эту мораль он поднимает, как знамя, и придерживается буквального толкования писания. И любое отклонения от этих законов, какими бы жесткими и чудовищными они ни были, расценивается как ересь, а полное подчинение человеческого разума и совести древним приказам считается настоящим религиозным поступком.

Это стало одной из главных проблем современного религиозного еврейского мира. Среди религиозных сионистов и среди ультраортодоксов мы видим отказ от общечеловеческой морали, воли и совести, и возвеличивание буквального понимания писания. Те, кто сжег Церковь умножения рыб и хлебов, написали на стене призыв из писания к разрушению идолов, потому что верили в это буквально. Поэтому редакционная статья ультраортодоксального сайта «Кикар Шабат» защищал термин «парад мерзости», опираясь на цитату из Библии, описывающую секс между мужчинами как мерзость. В этих и других случаях буквальное толкование писания считается единственно верным, содержащим высшую мораль, божественную, якобы «еврейскую мораль». Эти принципы считаются противоречащими «западной» гуманистической морали, которую следует отвергнуть.

Но этот принцип сам по себе современный. Он противоречит традиционной религии, всегда сочетавшей простые правила поведения с божественным велением. Двести лет назад считалось само собой очевидным, что наша совесть служит религиозным инструментом, что Бог наделил нас моральной чувствительностью к общим правилам поведения, и что религиозные предписания должны вести диалог с совестью. Сегодня вдруг это отвергается как ересь или как ненастоящая религиозность. Настоящая религиозность с этой точки зрения — это преодоление человеческой морали и буквальное выполнение заповедей.

Вместо того, чтобы считать человеческую мораль божественным проявлением, появился принцип «жертвенности», согласно которому, верующий обязан принести в жертву свою мораль и выполнить волю Божью. В своей книге «От Синая до Сиона» профессор и раввин Давид Хертман (הרטמן דוד) утверждает, что такой подход противоречит принципу завета Бога с человеком: «Если всерьез относиться к тому, что завет был двусторонним, то нельзя полностью отбрасывать разум и мораль человека».

Вместо принципа жертвенности Хертман напоминает, что праотец Авраам спорил с Богом о разрушении Содома и Гоморры от имени человеческой морали и спрашивал «Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

Даже если будут схвачены еврейские террористы, а проповедующие ненависть и подстрекающие к насилию раввины будут осуждены, это не поможет устранить корень проблемы. Часть ортодоксального иудаизма в Израиле увлеклась буквальным толкованием Священного писания, и только нейтрализация фундаментализма положит конец еврейскому террору.

Всем духовным авторитетам сегодня следует ясно заявить, что слепое следование священному писанию — это ересь. Раввины должны открыто заявить, что буквальное толкование текстов представляет собой религиозность низкого пошиба, невежество и упрощение. Что игнорирование правил поведения и совести в глазах Бога — плохой поступок. Они должны разъяснить, что следование общим моральным принципам обязательно ничуть не меньше, чем выполнение заповедей Торы. Современный иудаизм должен снова включить в себя гуманистическую мораль и человеческую совесть.


Доктор Персико — сотрудник Института Хертмана и преподаватель на программе современных религий в тель-авивском университете
Оригинал публикации: פונדמנטליזם יהודי
Перевод: inosmi.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий