суббота, 28 февраля 2015 г.

Уроки Добровинского

Добровинский
Анна Кирсанова

Александр Добровинский — юрист с мировым именем. Это самый знаменитый адвокат России. Или один из самых знаменитых. Хотя люди, хвастающиеся своей осведомленностью, шутят, что в его биографии нет ни одного доказанного факта, и никто не может быть уверен даже в дате его рождения, что не мешает ему презентовать себя, упоминая различные факты своей жизни, подбирая их цветок к цветку для всевозможных новых букетов. Образ джентльмена с бабочкой давно стал его визитной карточкой, а о величине его гонораров коллеги-конкуренты не могут говорить без того, чтобы испортить себе настроение. Его называют «юристом для сверхбогатых»
, «адвокатом мафии», «разводящим звезд», «гением переговоров», «мастером сделок» и «открывателем счетов».

На сайте адвокатской канторы Добровинсского в разделе «О нас» без лишней скромности написано: «О нас рассказывают легенды и в них верят. Нам приписывают чудеса и мистику. Нами пугают врагов и нами хвастаются перед друзьями. О нас пишут в газетах и журналах, говорят по радио и телевидению, наши имена находят в рассказах и романах. То, что среди наших клиентов и друзей много известных людей — лишь усиливает ощущение легенды.

Вячеслав Фетисов, Мая Плисецкая, Владимир Некрасов, Яна Поплавская, Екатерина Лиепа, Владимир Слуцкер, Глеб Фетисов, Филипп Киркоров, Екатерина Гордон, Руслан Байсаров, Иосиф Кобзон, Игорь Иванов, Никас Сафронов, Петр Авен, Лада Дэнс, Александр Стриженов, Леонид Якубович, Станислав Говорухин, Александр Розенбауми многие другие говорят о нас всякие замечательные слова». Кроме вышеперечисленных лиц, Добровинский работал на Романа Абрамовича, Елену Батурину, Алексея Мордашова, Михаила Черного, Бориса Березовского, Шабтая фон Калмановича и пр.

О Добровинском действительно ходят разнообразные легенды. Говорят, что никто не знает его настоящего имени. Говорят, что прежде он был известен под многими именами, такими как Агаянц, Кусиков и даже Абрам Шлома Дубровинский. В антисемитской прессе много раз писали, что по-настоящему он не «Александр Андреевич» (как знаменитый патриотический юдофоб-милитарист Проханов), а «Абрамович».

Писали по него и то, что у него было 5 гражданств («У меня было сорок фамилий, у меня было семь паспортов»), что он учился на кинематографиста, до адвокатской карьеры работал в Париже официантом и водителем такси, а через три года уехал в Нью-Йорк.

Есть много противоречивых сведений о том, какое образование он получил. Курс в INSEAD - престижной бизнес-школе в Фонтенбло во Франции? Или юридический диплом Гарварда? Где защищал диссертацию?



Говорят, что он принимал активное участие в открытии секретных банковских счетов для многих известных преступников, которые впоследствии "погибли в боях", оставив ему контроль над спрятанными сокровищами. Говорят, что с 1993 по 2011 годы Добровинский участвовал в посреднической деятельности, судебных разбирательствах и слияниях, приобретениях, работая в каждом случае для самых богатых людей и крупнейших компаний России, и что он заработал за этот период свыше 400 млн. долл. Всех мифов и легенд не изложить даже в солидной брошюре.

Станислав Ежи Лец говорил: «Творите о себе мифы. Боги с этого начинали». Вероятно, большинство легенд о себе Александр Добровинский распускает сам. И позитивные — о собственной крутизне. И, тем более, негативные, которые создают ему репутацию эдакого местечкового Азазеля московского светского общества.

Бальзак правильно писал о том, как парижские актрисы платили журналистам (часто натурой), чтобы те отзывались о них хорошо, – но самые хитрые заказывали плохие отзывы, понимая, что они всегда интереснее. Белым по белому не рисуют. Чтоб получился выразительный и манящий имидж, чтоб за спиной шептались, а судья ждал, когда Добровинский вытащит козырную карту из рукава – требуется резкие штрихи черным по белому.

Всякое правосудие достойно того общества, в котором оно родилось. Добровинский — очень яркий представитель нынешнего московского бомонда, хорошо известный и в светских и в профессиональных кругах Лондона, Парижа и Нью-Йорка. В своей профессии он достиг абсолютного совершенства, став в 2003 г. победителем всероссийского конкурса «Лидер года» в номинации «Лучший адвокат России». Возглавляемая им московская коллегия адвокатов «Александр Добровинский и партнеры» несколько лет назад открыла офис в Лондоне.

И все-таки, лично мне иногда кажется, что Добровинский просто какой-то ошибкой занесен в ХХI столетие. Место ему  в восемнадцатом галантном и авантюрном. Когда веселые стряпчие напоминали кавалеров с большой дороги, творя сюжеты приключенческих романов, задавая эталоны игривого стиля…

Он постоянно востребован, успешен и расширяется. Большинство людей, достигнув определенного уровня, считают, что на нем можно остановиться. Добровинский понимает, что мир находится в постоянном развитии, а это значит, что для того, чтобы удержаться на определенном уровне, нужно все время добиваться большего.

Он очень богат. И не скрывает своего богатства. Тогда как большинство известных российских олигархов ездят на Мерседесах, Александр пользуется Роллс-ройсом, который он меняет каждые два года. Последний он приобрел за 600 000 долларов США в 2013 году, поскольку, как он говорит, в предыдущем было недостаточно места для ног его длинноногой помощницы.

Он говорит со сцены, что его клиенты, какими бы состоятельными они не были, всегда нервничают, когда видят выставленный им счет.

Добровинский знает, что адвокату платят не столько за то, что он производит впечатление на судей и присяжных, сколько за то, как он умеет производить впечатление на клиентов. Добровинский умеет производить впечатление. Он купается в роскоши. И клиент должен платить дополнительный процент (не один процент, разумеется, только за то, что его будет представлять такой состоятельный стряпчий).


Любого его гостя или посетителя офиса наповал поражают коллекции Добровинского. Добровинский всегда с гордостью демонстрирует свои апартаменты, полные дорогим антиквариатом и предметами искусства. Он утверждает, что в его домах и офисе находится лишь одна пятая часть его коллекций, остальное надежно хранится в частных хранилищах. Он также является владельцем подмосковной дачи, некогда принадлежавшей Григорию Александрову и Любови Орловой. Александров был кинорежиссером, создавшим Сталинский «Голливуд», а Орлова – самой известной советской актрисой сталинской эры. На даче имелась бесценная коллекция документов и оригинальных кинопленок сталинской эпохи. Помимо дачи Добровинский также приобрел московскую квартиру, ранее принадлежавшую Александрову и Орловой.

Он один из самых страстных и увлеченных коллекционеров искусства в России. Добровинский принадлежит к тому немногочисленному числу собирателей, кто открыто и щедро пропагандирует и показывает свои коллекции.

Как коллекционер он страстен. «У меня никогда не было рассудочных увлечений — ни с женщинами, ни с коллекционированием» - говорит о себе Добровинский. Сам он, признаваясь, что его метод — собирать то, что нравится, а не то, что в тренде, несколько лукавит.  «Любое собирательство, которое было у меня в жизни, имело истоками только одно — мне нравились какие-то вещи, я начинал их собирать. Проходило какое-то время — и почему-то это становилось модным. Не знаю почему. В то время, когда я увлекался и покупал это, оно было никому не нужно, и друзья посмеивались надо мной». Скорее Добровинский относится к произведениям искусства как опытный биржевой игрок к покупке акций. Он покупает то, что будет в тренде, до тех пор, пока модное поветрие поняли другие скупщики.

Он коллекционирует дорогой фарфор и милитаристскику (эполеты и пр.), плакаты двадцатых годов и трубки для курения опиума, картины и антиквариат... У  него есть золотые часы фирмы Картье, принадлежавшие королю Англии Эдуарду VIII, и когда Добровинский попытался продать их другому коллекционеру, ему сразу же предложили 1 миллион фунтов стерлингов – но Добровинский решил подождать более выгодного предложения.

Драгоценная фарфоровая эротика у Добровинского хранится в ванной. В числе прочего там присутствует обнаженная фарфоровая девушка на смятой фарфоровой простыне. Скульптура вполне официально называется «Маша после...» и сделана в СССР пятьдесят лет тому назад.  Такие эротические фарфоровые статуэтки творили подпольно одаренные художники, которые нашли себе нишу в фарфоровой сфере. Они могли безбедно жить, тиражируя одну и ту же идеологически выдержанную статуэтку, а в свободное время творить шедевры эротического содержания для черного рынка. Теперь эти их безделки растут в цене и в России и за рубежом.
Эротическое искусство вообще в большом почете у Александра Андреевича. Он его скупает в разных жанрах. «Коллекционирует всё, кроме видео» - шутит его супруга.

«Для коллекции Memorabilia я приобрел совершенно феерическую эротическую картину. Это подарок Александра Александровича Дейнеки его товарищу и художнику Федору Богородскому, называется «Студентка ВХУТЕМАСа» — там изображена обнаженная девушка, совершенно явно после коитуса, с такими глазами, которые все говорят! Гениальный художник! И это настолько в эпохе. Но при этом она почему-то не сняла берета, знаете, такой берет тридцатых годов. Есть такие девушки, которые не снимают берета. И эта работа тоже с провенансом — она пролежала под кроватью у Богородского долгие годы, потому что страшно можно было пострадать за эротику в эти годы. Я ее купил уже за большие деньги, но сегодня предлагают что-то совсем невообразимое — не отдаю» - признается Добровинский.

У этого сверхбогатого человека стоит учиться искусству жить и делать деньги, житейской мудрости и оптимизму, который нашел свое весьма практическое применение. В одном из интервью Добровинский заявил: «
Я хочу, чтобы на моих похоронах дочки и Марина не плакали, а улыбались, читая завещание».




Собственно юридические уроки Добровинского — это уроки элитарного адвоката для общества, которое страдает хронической юридической неграмотностью, жизнью по понятиям, отсутствием правого сознания. Он считает, что дурочек из Pussy Riot зря бросили в тюрьму. Для них это было победой.

«Когда меня спрашивали иностранные журналисты, как нужно было поступить, я отвечал: "они должны были быть наказаны очень сурово". Им нужно было назначить штрафы по несколько миллионов рублей. Такие большие суммы они бы не заплатили, и вот тут бы уже была тюрьма за то, что они обманули общество. Тогда бы никто не кинул камень в правосудие».


Добровинский считает, что России нужно заимствовать западную практику, когда почти в каждой семье есть «свой» адвокат, чтобы бороться с правовым нигилизмом. Сейчас же даже очень авторитетные и прославленные люди России нуждаются в азбучном юридическом ликбезе.

«Некоторые умнейшие люди страдают феерической глупостью в плане права. Мне недавно позвонил один музыкант, поэт. Сказал, что поют его песню, но поют плохо и он хочет получить за это деньги. Я ему ответил: "А если петь будут хорошо, тогда ты будешь доплачивать?" Смешно и грустно…» - говорит адвокат Добровинский. 

Его секрет ведения допроса в суде: «Никогда не задавайте вопрос, если вы не знаете ответ».

Добровинский учит на своих лекциях и семинарах, что переговоры, это не обмен аргументами и не поиск соглашения, который оставит счастливыми обе стороны. Переговоры — это всегда шантаж и насилие. Чтобы быть успешным переговорщиком нужно иметь рычаг, при помощи которого продавливать противоположную сторону.

У него бывают весьма оригинальные высказывания на юридические темы. Например, он считает нецелесообразным просто содержать за государственный счет пожизненно в тюрьме убийцу, который сознательно отнял жизнь у одного или несколько человек. Добровинский считает, что если человек отнял жизнь, то было бы справедливо, если бы он помог спасти чью-нибудь жизнь. Например, пожертвовал свою почку... Хоть какая-то польза была бы.

Лично мне, что связано с некоторыми обстоятельствами моей молодой и беспутной жизни, более всего было интересно мнение «разводящего звезд» о процессах расторжения брака и раздела имущества. Добровинский считает, что при бракоразводных процессах с богатыми людьми, стратегия женщины, которая «потратила на эту сволочь свои лучшие годы», должна строиться на том, что суд богатому супругу был не выгоден. Обычно деньги прячутся, путаются следы, активы оформляются на офшорные фирмы, трасты.

Чтобы выгрызть хотя бы часть денег, недвижимости, акций, нужно целое детективное расследование. Выясняется, что люди, прожившие вместе много лет, многое друг о друге знают. Мало-помалу собирается досье на супруга, и, поверьте, он, вряд ли захочет, чтобы все эти факты были озвучены в суде. А дальше все просто: с этой папкой можно уже договариваться о мировом соглашении на приемлемых для обеих сторон условиях. Часто переговоры ведутся между стряпчими вообще без участия супругов. «Она претендует на $50 млн. Дайте двадцать и забирайте эту папку».  Это работает, поскольку в жизни любого российского бизнесмена, к сожалению, если постараться, можно найти эпизоды, подходящие под одну из статей Уголовного кодекса.

А стратегия бывшего супруга, который пытается сохранить накопленные богатства от брошенной жены, должна строиться на том, что в Израиле называется метким словом «ябуш» (высушивание). Толстосум может склонить бывшую вторую половину к конструктивному диалогу и мировому соглашению, используя то, что она привыкла к хорошей жизни. Поэтому нужно обеспечить ей отдельное проживание и держать без денег. Так поступил Хэнк Риарден, герой популярного сейчас в деловой среде романа «Атлант расправил плечи» американской писательницы российского происхождения Айн Рэнд. Успешный металлург, жена которого не только не разделяла его интересов, но и откровенно подставила его в какой-то момент, переехал в другой штат, что заставило Элен задуматься о том, а на что же она будет жить, если не даст развода на его условиях. Через месяц-два бывшие супруги становятся сговорчивее.

Добровинский говорит о своих высочайших гонорарах за бракоразводные процессы: «Дети «позволяют» всё. Люди готовы всё на свете отдать за своих детей, лишь бы не разлучаться с ними». Ну, если богатые люди готовы... То почему бы адвокату этим не воспользоваться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий